Немного об органическом стекле
Резка
Резать листы органического стекла удобно
с помощью специального ножа - резака, изготовленного из старого
ножовочного полотна. Режущую кромку вытачивают на обычном наждачном камне. Ручку резака обматывают проводом
типа МГШВ сечением 0,5-0,75 мм2, а затем изоляционной лентой. Лист органического стекла кладут на стол или доску с
гладкой поверхностью, а затем, приложив к стеклу линейку, несколько раз проводят острием ножа по линии отреза.
Края листа на разрезе получаются гладкими и часто не требуют дополнительной обработки. При предварительной разметке
листа нужно учитывать, что ширина борозды должна быть равна толщине полотна ножовки. Фигурные детали из листового
органического стекла можно вырезать обычным лобзиком. Относительно невысокая температура плавления органического
стекла позволяет резать его следующим образом. В лобзик вместо пилки вставляют нихромовую проволочку диаметром около
0,5 мм, к концам которой подводят напряжение 3-4 В от понижающего трансформатора (лобзик должен быть с деревянной
рамкой или же с изолированными зажимами). В месте соприкосновения с нагретой проволокой органи-ческое стекло будет п
лавиться. Этим способом можно вырезать пластинки любой формы. Подавать большее напряжение не рекомендуется, так к
ак при перегреве органическое стекло воспламеняется. Вырезать из органического стекла различные фигурные детали можно
с помощью нагретой проволоки диаметром не более 0,5 мм из сплава высокого сопротивления (никелин, нихром и т. п.), к
которой привязан грузик. Для нагрева проволоки можно использовать постоянный или переменный ток напряжением 6-12 В.
ножовочного полотна. Режущую кромку вытачивают на обычном наждачном камне. Ручку резака обматывают проводом
типа МГШВ сечением 0,5-0,75 мм2, а затем изоляционной лентой. Лист органического стекла кладут на стол или доску с
гладкой поверхностью, а затем, приложив к стеклу линейку, несколько раз проводят острием ножа по линии отреза.
Края листа на разрезе получаются гладкими и часто не требуют дополнительной обработки. При предварительной разметке
листа нужно учитывать, что ширина борозды должна быть равна толщине полотна ножовки. Фигурные детали из листового
органического стекла можно вырезать обычным лобзиком. Относительно невысокая температура плавления органического
стекла позволяет резать его следующим образом. В лобзик вместо пилки вставляют нихромовую проволочку диаметром около
0,5 мм, к концам которой подводят напряжение 3-4 В от понижающего трансформатора (лобзик должен быть с деревянной
рамкой или же с изолированными зажимами). В месте соприкосновения с нагретой проволокой органи-ческое стекло будет п
лавиться. Этим способом можно вырезать пластинки любой формы. Подавать большее напряжение не рекомендуется, так к
ак при перегреве органическое стекло воспламеняется. Вырезать из органического стекла различные фигурные детали можно
с помощью нагретой проволоки диаметром не более 0,5 мм из сплава высокого сопротивления (никелин, нихром и т. п.), к
которой привязан грузик. Для нагрева проволоки можно использовать постоянный или переменный ток напряжением 6-12 В.
Очистка
Поверхность органического стекла очищают от грязи, жира и клеевых потеков ватным тампоном или фланелью, смоченной
в теплой воде, можно с мылом. Жиры и масла удаляют бензином или керосином. Ацетон, этиловый спирт и растворители портят
поверхность стекла. При протирке всухую стекло электризуется и притягивает к себе пыль, которая при трении образует царапины.
Поэтому стекло следует протирать увлажненным протирочным материалом или жидкой полировочной пастой. Неглубокие царапины
удаляют полировочной пастой. Пасту наносят тонким ровным слоем на поверхность органического стекла и затем тщательно
отполировывают это место круговыми движениями сухой мягкой и чистой тканью.
Сверление
При сверлении органического стекла необходимо иметь в виду, что сверло затягивает в материал и заедает. Для устранения
этого необ-ходимо применять сверла, отвечающие следующим техническим требованиям: угол подъема канавки - 17°, угол
заострения - 70°, угол задней заточки - 4-8°. Обычные, стандартные сверла из быстрорежущей стали могут применяться при
сверлении отверстий диаметром 4-5 мм. Во избежание перегрева оргстекла и забивки сверла стружкой его периодически поднимают
и очищают.
При сверлении тонких листов, чтобы избежать выкрашивания и заедания, применяют сверла с углом при вершине 55-60°, а
для сверления толстых листов угол у сверла должен быть 90°. Сверление органического стекла возможно на вертикально-
сверлильных станках или с помощью переносных ручных дрелей. Материал для сверления закрепляют зажимами или в тисках.
Склеивание
Во многих случаях изделия из органического стекла состоят из отдельных деталей, которые при монтаже склеивают.
Основные виды соединения при склеивании органического стекла - это соединение внахлестку, на ус, встык, в шпунт и
с накладкой. Правильный выбор клея и метода склеивания обеспечивает необходимую проч-ность изделия и не портит
его внешний вид. Например, при склеивании внахлестку следует стремиться к тому, чтобы нахлест был не менее 4-кратной
толщины склеиваемого стекла. При склеивании на ус ширина уса должна быть не менее 3-кратной толщины материала.
Склеивание встык и на ус требует тщательной подгонки склеиваемых поверхностей и т. д. Склеенные изделия зажимают
струбцинами или туго обвязывают и в таком состоянии выдерживают не менее 3ч. Клей готовится следующим образом: в
100 г дихлорэтана при интенсивном помешивании растворяют 2-5 г стружки органического стекла при комнатной температуре
в течение 25-30 мин. Затем раствор оставляют для дальнейшего набухания стружки. Чтобы ускорить процесс, раствор периодически
перемешивают. После приготовления клей выдерживают не менее 2-3 суток. Клеевой раствор наносят на обе склеиваемые
поверхности равномерным движением кисти в одну сторону. Необходимо следить за тем, чтобы не было не промазанных клеем
участков и пузырьков воздуха.
Внимание! Склеивать органическое стекло надо под вытяжкой или на открытом воздухе, так как пары дихлорэтана вредны!
Окраска
Известно несколько способов окраски органического стекла.
1. Приготовляют лак для поверхностной окраски органического стекла. Делают это так Острым ножом или драчевым
напильником настругивают опилки от обрезка оргстекла, а затем растворяют их в крепкой уксусной эссенции. При этом,
на б частей эссенции берут 1 часть опилок. Когда опилки полностью растворяются, в раствор добавляют пасту для заправки
шариковых авторучек. От пасты и ее количества зави-сит цвет лака. Приготовленный лак наносят на поверхность оргстекла.
Лак, раство-ряя оргстекло и смешиваясь с ним, окрашивает его.
Пользоваться лаком надо осторожно, поскольку входящая в его состав уксусная эссенция, может вызвать ожоги кожи и
повредить одежду.
2. В качестве красителя используется цапонлак. Наша промышленность выпускает цапонлаки красного, зеленого, синего,
фиолетового, черного и других цветов. В эмалированную или стеклянную ванночку наливают лак нужного цвета и погружают
в него оргстекло. Выдержка в лаке колеблется от нескольких секунд до 15 мин - все зависит от желаемого оттенка окраски.
Чтобы получить относительно темный цвет, оргстекло можно погружать в ванночку несколько раз.
Для получения того или иного цветового оттенка нужно смешать в определенных пропорциях цапонлаки разных цветов.
Поскольку цапонлак растворяет оргстекло, окрашенная поверхность получается очень прочной, хорошо полируется и не
выцветает.
3. 0,5 г анилинового красителя растворяют в метиловом спирте. Раствор наливают в плоскую эмалированную ванночку и
ставят ее в кипящую воду. Поскольку температура кипения спирта около 70°С, краситель вскоре закипит. Окрашиваемое
оргстекло предварительно подогревают в кипящей воде, а затем опускают в ванночку с красителем. Вследствие диффузии
краситель проникает в поверхностный слой оргстекла и в дальнейшем не смывается.
4.В глубокую стеклянную, эмалированную или фарфоровую банку (по длине заготовки оргстекла) наливают красительный
раствор, который приготовляют следующим образом. Смешивают 5 г красителя для ацетатного шелка, 2-3 г стирального
порошка "Новость" и 20 г бензилового спирта, чтобы получилась однородная паста. Затем пасту разбавляют горячей воды
до 1 л при температуре около 80°С. Окрашиваемую поверхность оргетекла тщательно очищают бензином и после
непродолжительной сушки опускают оргстекло на 10-15 мин в раствор моющего средства "Универсал" (около 1 г на 1 л воды).
Температура раствора должна быть в пределах 50-60°С. Затем оргстекло ополаскивают в холодной воде и сразу же переносят
в раствор для крашения. Продолжительность окрашивания зависит от желаемого оттенка и в среднем составляет около 15 мин.
И все это время раствор нужно постоянно перемешивать.
Надписи и рисунки
Способ травления органического стекла сходен со способами травления металла и стекла. Лист органического стекла разогревают
до 60-70°С н покрывают ровным слоем парафина. На покрытое парафином оргстекло через копи-ровальную бумагу переводят надпись
или рисунок. Затем по контуру надписи или рисунка удаляют парафин острием иглы и кончиком перочинного ножа. По краям оргстекла
делают из парафина бортик высотой 6-8 мм. После этого на поверхность оргстекла наливают концентрированную серную кислоту и
выдерживают 5-10 мин. В том месте, где был удален слой парафина, происходит травление, и на поверхности оргстекла появляется
надпись или рисунок молочного цвета. Когда травление закончится, кислоту сливают, а оргстекло тщательно промывают в проточной
воде и сушат. Готовое изделие из прозрачного оргстекла можно окрасить в белый цвет. Для этого изделие погружают на 1-10 мин в
концентрированную серную кислоту, а затем тщательно промывают в проточной воде и сушат. При погружении в кислоту на 1-3 мин
поверхность оргстекла не потеряет глянца, но приобретает молочный цвет. Если же выдержать его в кислоте более длительное время,
то поверхность станет белой и слегка матовой. Чем дольше оргстекло выдерживать в кислоте, тем толще становится белый слой.
Если этот слой после первой обработки оказался недостаточно глубоким, то обработку можно повторить.
Промывать изделие после обработки следует осторожно, так как полученный слой мягок и его можно легко повредить.
Гибка
Узкие полоски органического стекла можно согнуть с помощью нагретого жала электропаяльника с прямым стержнем.
Предварительно его тщательно очищают от окалины, так как она может проникнуть в материал в месте прогрева, что
ухудшит внешний вид готовой детали. При работе стержень электропаяльника плотно прижимают к поверхности материала
по линии сгиба, прогревают до появления характерного треска (органическое стекло начинает гореть), затем, перемещая
стержень вдоль линии сгиба, удаляют материал примерно на одну треть толщины. К этому времени материал оказывается
достаточно прогретым, и его можно гнуть руками или с помощью металлических угольников, положив заготовку торцом на
плоскую поверхность. Для сохранения формы заготовку выдерживают в согнутом виде до полного остывания материала.
Этот способ гибки хорош тем, что материал детали нагревается практически только в небольшом объеме вблизи линии
изгиба, поэтому вся остальная часть остается ровной.
НЕМНОГО ОБ АЛЮКОБОНДЕ
Свойства композитных панелей ALUCOBOND определяют очень широкую сферу их применения. Сети торговых центров
и супермаркетов, филиалов банков, франчайзинговых предприятий, представителей региональных и транснациональных
брэндов для сохранения и увеличения своей доли на рынке нуждаются не только в развитой инфраструктуре, грамотном
управлении и квалифицированном персонале. Им также необходим профессиональный корпоративный дизайн - внешнее, в
изуальное выражение идеи торговой марки, великолепным средством воплощения которой могут послужить Композитные
материалы ALUCOBOND.
Не секрет, что и фасады, и интерьер городских построек должны быть практичны, привлекательны, и соответствовать
требованиям как конкретного потребителя, так и населения в целом. ALUCOBOND был специально разработан для облицовки
разнообразных строительных конструкций и фасадов зданий, а также окантовки крыш с тщательной проработкой деталей.
Широкая гамма тщательно подобранных цветов, разнообразие форм и элементов позволяют панелям ALUCOBOND тонко и
органично вписаться в любую среду, облагородить городской пейзаж и придать дополнительный импульс любому виду
строительства в городе. Сочетание цветового разнообразия, долговечности и гибкости позволяет реализовывать неограниченно
смелые решения в дизайне и строительстве.
1. Корпоративные здания.Фирменный стиль и создание образа компании в крупных международных центрах является
частью маркетинга. Процветающие корпорации и международные организации придают большое значение проектированию
и строительству своих офисов и административных зданий. Их выбор останавливается на ALUCOBOND. Композитные панели
позволяют придать неповторимый облик зданию, которым компания в последствии может гордиться. Навесные вентилируемые
фасады становятся оптимальным и универсальным способом изменения облика стен, их утепления и защиты от внешних воздействий.
2. Функциональный дизайн в торговле и промышленности .С целью сохранения и расширения своих позиций на рынке
современные торговые центры, филиалы известных корпораций, производители и продавцы автотранспорта, а также АЗС
испытывают необходимость в развитой инфраструктуре, которая создаёт их специфический и запоминающийся архитектурный
облик, успешно привлекающий клиентов.
3. Общественные здания.Фасады общественных зданий должны быть привлекательны, практичны и отвечать требованиям
общественности. Административные здания, офисы, больницы, культурные центры и школы оказывают большое влияние на
нашу социальную жизнь и придают городам индивидуальность.При помощи простых инструментов могут быть выполнены самые
чёткие и совершенные детали вокруг окон, внутренние и внешние углы. Оригинальная обработка края крыш , валики, пояски и
покрытия балконов с использованием этого материала придают индивидуальный облик зданиям.
4. АЗС.Преимущество применения ALUCOBOND при строительстве и реконструкции АЗС состоит в возможности создания
индивидуального фирменного стиля заправочных станций как в объёмном, так и в цветовом решении, используя для этого только
один материал. Благодаря этому вся группа сооружений, размещаемых на АЗС (офисы, магазины, мойки, заправочные колонки,
постеры и т.д.) приобретает вид единого комплекса.Стелла.Световая стела играет важную роль среди элементов наружной
информации АЗС. Стелла - не только информационное табло, но и хороший ориентир для потенциального потребителя, своеобразная
визитная карточка любой станции.Одно- или двухсторонняя конструкция может быть облицована листовым алюминием или
панелями ALUCOBOND. Под необходимую информацию (пиктограммы услуг, виды топлива, цены, логотип, стрелки) в панелях
фрезеруются "окна", куда вставляются светопропускающий пластик с аппликацией из виниловых пленок. Ценовые стелы
оборудываются либо ручными лепестковыми индикаторами, либо электронными табло с ночной подсветкой. Указатели.Указатели
въезда и выезда располагаются в зонах поворотов с трассы, облегчая водителям маневр поворота.Выполненные в стиле
основного сооружения, указатели выгодно подчеркивают организованность пространства всей территории станции.Легкая
конструкция из панелей ALUCOBOND смонтирована на сварной ферме, с применением светорассеивающего пластика с
внутренней подсветкой.
5. Интерьер. Реклама. Малые архитектурные формы.Благодаря широкой цветовой палитре, включающей помимо
"открытых" цветов покрытия с текстурой натурального камня, композитные панели успешно применяются в решении
интерьеров, где к пластике, цвету и фактуре материала придается особое значение. Способность к трансформации
из плоского листа практически в любую форму в сочетании с идеальной поверхностью позволяет воплощать любые
идеи в рекламе и малых архитектурных формах. Лицевая поверхность панелей пригодна для нанесения аппликаций
из самоклеющихся пленок, а также является идеальной основой для накатки полноцветных изображений (печать
атмосфероустойчивыми красками) при изготовлении рекламных дисплеев и щитов.На панелях ALUCOBOND легко
можно разместить логотипы, рекламу, световое оборудование. Устойчивость панелей ALUCOBOND к воздействию
агрессивных сред и износоустойчивость определяет их применение при облицовке дорожных сооружений. При этом
также необходимо отметить наличие у ALUCOBOND гладкой и прочной лицевой поверхности, что позволяет производить
регулярную мойку. Использование навесных панелей из ALUCOBOND позволяет осуществить легкий доступ к коммуникациям
и осветительным приборам. А также: - карнизы, откосы и парапеты; - стены перегородки, ограждения; - навесы,
облицовка балконов; - облицовка туннелей, потолков; - козырьки, прилавки, мебель; - кузовные детали авто, прицепы.
Как правило, тонкие панели толщиной 2.0 - 3.0 мм с алюминиевым листом 0.25 - 0.35 мм применяются для отделочных
целей в интерьерах и для рекламных приложений. Панели с толщиной 4.0 мм и более и с алюминиевой стенкой не менее
0.5 мм чаще всего используются для облицовки фасадов и в других строительных сферах.
НЕМНОГО О ВИНИЛОВЫХ ПЛЕНКАХ
Трудно предположить, что кому-то из рекламистов незнаком давно известный и привычный материал - самоклеящиеся
виниловые плёнки. Они так стремительно и мощно вошли в арсенал изготовителей рекламных текстов и изображений, что
вызвали к жизни специальный термин: виниловая революция. Другие профессиональные издания не раз рассказывали
о свойствах и технике работы с самоклеящимся винилом. Но, общаясь и с начинающими изготовителями рекламы, и с
матерыми спецами, часто убеждаешься, что их знания - лишь личный опыт использования того, то "подвернулось" по сходной
цене да мнения знакомых коллег. Такое поверхностное отношение к "самоклейке" вполне объяснимо.
Технология её использования слишком проста, универсальна и неинтересна для творческой натуры. И это - большая
ошибка. Ведь единичное и мелкосерийное изготовление аппликационных надписей, эмблем, картинок, указателей и многого
другого при помощи компьютера и режущего плоттера (каттера) оптимально по критерию "цена-качество". Ну, а качество
конечного продукта прямо зависит от плёнки.
Виниловая аппликация - один из основных методов изготовления изображений в наружной рекламе. Актуальность этой
технологии совсем не уменьшилась с развитием технологий широкоформатной печати, как это предсказывалось вначале.
По-прежнему есть масса применений, где изображение или текст из виниловой плёнки - единственный способ сделать
хорошую работу. Однако нужно помнить, что для изготовления из виниловой плёнки высококачественной и долгоживущей
рекламы необходимо учитывать несколько основных факторов:
Тип виниловой плёнки
Клеевый слой
Цветовые пигменты
Температуры
Поверхность аппликации
Размерные изменения
Проблемы несовместимости
1. Типы виниловых плёнок
Существует две основные технологии (и, соответственно, два типа плёнок) производства плёнок для рекламной индустрии:
Каландрирование
Технология каландрирования следующая:
Полимерный или мономерный винил-сырец окрашивают, тщательно перемешивают, нагревают, пропускают через экструд
и многократно прокатывают через серию разогретых валков-каландров. В результате материал буквально растягивается до
необходимой толщины и получается тонкая плёнка. Таким способом изготавливается подавляющее большинство видов плёнок
на всех производствах. Этот способ прост, технологичен, легко автоматизируем и, следовательно, высокопроизводителен.
Поэтому изготовленные по этой технологии плёнки не дороги. Используя разный по стабильности и качеству винил-сырец и
немного варьируя технологии, компании-производители производят различные серии плёнок. Так, например, полимерный
материал более устойчив и стабилен и из него изготавливаются более дорогие плёнки (5-7 лет уличной эксплуатации), а
из более дешёвого мономерного сырья производятся остальные плёнки (от 1-2 лет до 3-5 лет). Каландрированные плёнки
не растяжимы в холодном состоянии, поэтому могут быть нанесены только на ровные и гладкие поверхности. Чтобы достичь
качественного сцепления плёнки с криволинейной основой, потребуется тепловая обработка плёнки феном.Максимальный
срок службы - 7 лет. Максимальная рабочая температура - 90 °С.
Литьё
Литьевая технология состоит в следующем:
Полимерный винил-сырец растворяют в растворителях и выливают на специальную подложку. После нескольких
дополнительных технологических циклов получается очень тонкая плёнка, причём метод литья позволяет добиться не только
малой толщины материала, но и равнотолщинности по всей площади. Минимальная толщина литой плёнки - 40 мкм.
Литьевым методом получают плёнки без какого-либо механического воздействия на молекулярную структуру. В результате
данного метода производства плёнка исключительно устойчива и стабильна, характеризуется минимальными внутренними
напряжениями. Каландрированные плёнки со временем имеют тенденцию к съёживанию (хотя и весьма малому), поскольку
остаточные механические напряжения не сняты полностью. С годами это может привести к частичному отставанию клеевого
слоя от поверхности. Именно этим ограничен срок службы каландрированной плёнки. Литые плёнки практически безусадочны,
то есть сохраняют стабильность размеров в процессе максимально предполагаемых сроков службы.
Литые плёнки растягиваются в холодном состоянии без тепловой обработки, что позволяет осуществлять аппликацию на
шероховатые, криволинейные, гофрированные, клёпаные поверхности.
Плёнки этого типа обладают повышенной устойчивостью к химическому, температурному (от - 40°С до 115 °С) воздействию и
ультрафиолетовому излучению. Их можно использовать в агрессивных средах и при повышенных механических нагрузках на
рекламный носитель. Литые плёнки служат в среднем в 2-5 раз дольше и, как правило, рассчитаны на 7-10 лет уличной
эксплуатации, но они и дороже.
Стандартные декоративные плёнки
Традиционные декоративные виниловые плёнки используются для производства вывесок, указателей, щитовой рекламы,
оформления выставочных стендов, маркировки транспорта. Их можно условно разделить по следующим критериям:
По типу поверхности:
Матовые наилучшим образом подходят для интерьерной эксплуатации, так как матовая поверхность исключает
нежелательное бликование от направленных источников света.Глянцевые предпочтительны к использованию на улице,
где бликование поверхности не является определяющим фактором.
Глянцевые плёнки загрязняются значительно в меньшей степени, чем матовые и легче очищаются.
Текстурированные в основном используются для оформления интерьеров, они в особенности эффективны, когда требуется
быстрое завершение работ. Такие плёнки хорошо облегают угловые участки, прочно удерживаются на большинстве типов
стеновых покрытий и без затруднений удаляются в течение 2 - 3 лет. Этот тип плёнок может использоваться и в качестве основного
фона вывесок. Но в этом случае при многослойной графике желательно произвести предварительное тестирование на совместимость
всех плёночных составляющих. По сроку службыкраткосрочная эксплуатация (6 месяцев - 2 года) среднесрочная эксплуатация
(3 - 5 лет) длительная эксплуатация (5 - 10 лет). По применению на гладких, жёстких и ровных поверхностяхна шероховатых,
профильных, клёпаных, крупнотекстурированных поверхностяхна поверхностях, движущихся в процессе эксплуатациина
пластифицированных поверхностях, сложных с точки зрения взаимодействия с плёнкамив экстремальных условиях.
Внимание! При многослойной графике не следует комбинировать каландрированные и литые плёнки, плёнки разных серий и разных
производителей.
2. Клеевый слой
Самым идеальным клеем для плёнок служат акриловые клеи. Клей может наноситься на поверхность плёнки или с помощью
напыления (клей на водной основе - water dispersion) или с помощью влажного нанесения (клей на основе растворителей - solvent
base). На большинство плёнок акриловый клей наносится влажным методом - в этом случае клей считается перманентным (постоянным).
Клей на вододисперсионной основе наносится, как правило, на легко удаляемые плёнки (типа removable) или на интерьерные плёнки
с малым сроком жизни.
3. Цветовые пигменты
В целом, прозрачные, чёрные и белые плёнки имеют более долгий срок жизни по устойчивости цвета. Среди цветных плёнок более
устойчивы плёнки зеленых и синих оттенков, поскольку эти пигменты стабильнее чем, например, красные. Вообще, цвет может играть о
пределённую роль в уменьшении срока жизни плёнки, но этот фактор второ- или даже третьестепенен. В любом случае гарантия на плёнку
даётся исходя их самого худшего случая. Если плёнке гарантировано 5-7 лет жизни - за это время все цвета сохранятся без изменений.
Среди других пигментов флюоресцентные красители выделяются особо, они известны своим характерным ярким, как бы "ядовитым" цветом.
Принцип их действия основан на переизлучении световой энергии в одной определенной области спектра. Поэтому в сумерках флюоресцентные
краски как бы светятся и заметны лучше других. Главным недостатком флюоресцентных плёнок является неустойчивость флуоресцентного
пигмента к ультрафиолету. Он разрушается под воздействием солнечной УФ-радиации примерно за 6-12 месяцев. Для помещений ситуация
другая. Флюоресцентные плёнки в помещениях могут служить 2-3 года и даже больше. Существует класс ламинированных (многослойных)
флюоресцентных плёнок, которые работают даже на улице до 2 лет, но они, естественно, дороже.
4. Температуры
Очень важную роль в технологии виниловой аппликации играет температура поклейки. Например, когда поклейка происходит
при низкой температуре, клеевый слой заметно теряет свои адгезионные свойства и прочность удержания плёнки падает. Именно
поэтому минимальная температура, при которой осуществляется поклейка, должна быть достаточно высокой для прочного "схватывания"
клеевого слоя и поверхности. Не менее важное влияние на срок жизни плёнки оказывает и температура эксплуатации готовой
аппликации. Если плёнки работают в условиях экстремальных температур, не приходится рассчитывать на долгий срок службы.
На срок жизни аппликации влияют и температурные перепады. Шансы на долгую службу аппликации уменьшаются при резких скачках
температуры.
5. Поверхность аппликации
Тип поверхности оказывает самое непосредственное влияние на срок службы аппликации. Так, совершенно недопустимо оклеивать
грязную, жирную поверхность. Не достаточно прочно аппликация будет держаться на поверхности с мелкими неровностями (рёбра,
щели, выпуклости и впадины). Рекомендуется тщательно готовить поверхности поклейки: чистить, мыть, обезжиривать. Акриловые
клеи не удерживаются на любых поверхностях, содержащих силиконы, масла, на тефлоновых или фторопластовых поверхностях.
6. Размерные изменения
Поливинилхлорид, из которого изготавливаются самоклеющиеся плёнки, как полимер в своём исходном состоянии весьма твёрдый
и не эластичный материал. Чтобы придать ПВХ-сырью те привычные нам мягкие и податливые свойства, поливинилхлорид размягчается
при температуре, после чего в него добавляют специальные присадки, называемые пластификаторами. На практике используются
мономерные и полимерные пластификаторы. Среди них полимерные пластификаторы дают плёнке большую мягкость и стабильность и,
таким образом, делают её качественнее. Главнейшая проблема всех каландрированных плёнок - съёживание (сморщивание, отставание)
со временем. Существуют следующие основные причины, почему каландрированные плёнки имеют тенденцию к съёживанию:
Уже окрашенная ПВХ "сосиска", которую в дальнейшем раскатывают в плёнку, все время пытается принять свою исходную жёсткую форму.
Когда плёнки находятся в условиях высоких температур, эти эффекты ускоряются и плёнки съёживаются. Аналогичные процессы
происходят в процессе старения плёнок.
Пластификаторы могут при некоторых причинах мигрировать из ПВХ-материала и, как следствие, уменьшать размер (вес, объём) плёнок.
В число факторов, которые ускоряют миграцию ( покидание, "испарение") пластификаторов входит, например, неподходящая поверхность
аппликации плёнки.
7. Проблемы несовместимости
В своей сути мономерные и полимерные пластификаторы не могут использоваться совместно. Поэтому квалифицированный сайнмейкер
никогда не будет использовать в одной аппликации совместно полимерные и мономерные плёнки. Особенно, когда это касается многослойной
поклейки. За счёт взаимопроникновения пластификаторов обе плёнки будут со временем портиться (съёживаться, отставать и менять структуру).
В результате, время жизни такой работы будет малым, несмотря на использование, казалось бы, хороших плёнок. Откуда берётся разное
качество плёнок?
Качество материала зависит от нескольких основных факторов:
способа производства (литьё или каландрирование - см.выше);
скорости и соблюдения технологии производства;
качества используемого сырья и компонентов;
стоимости рабочей силы.
Известно, что самоклеящиеся плёнки представляют собой соединённую в строгом порядке комбинацию основных составляющих :
плёнки; клеевого слоя; силиконового слоя; бумажной (или плёночной) основы.
Дело в том, что изготовители самоклеящихся ламинатов закупают составляющие у других фирм, после чего занимаются соединением
компонентов воедино. Прогресс качественного "закатывания" ламината технологически очень сложный и существенно влияет на
конечную цену плёнок. Недобросовестные производители имеют возможность удешевления своей продукции за счёт чрезмерного
увеличения скорости соединения отдельных составляющих в конечную комбинацию, т.е. процесса нанесения клея на плёнку и
соединения клейкой плёнки с силиконизированной бумажной подложкой с дальнейшим прокатыванием через систему валков. Это,
как правило, приводит к негативным последствиям:
В плёнке возрастают внутренние напряжения, а, следовательно, при печати на этом виниле или изготовлении аппликации она
может непредсказуемо менять свою геометрию от воздействия внешних факторов (например, температуры). Обеспечить качество
аппликации из такой плёнки, или пропечатать многоцветное изображение за несколько проходов и совместить цвета очень проблематично;
Клеевой слой наносится неравномерно. Плёнка становится неодинаковой по толщине, а это негативно сказывается и при плоттерной
прорезке плёнки, и при печати на ней;
Повышение скорости производства ламината приводит к ухудшению способности клея удерживать при прорезке мелкие элементы
плёнки от проворачивания на основе - силиконизированной бумаге.
Естественно, что фирмы, заботящиеся о своем добром имени, к таким трюкам не прибегают. Они удешевляют продукцию по-иному:
использованием самой современной и высокопроизводительной техники.
Большое значение имеет и рецептурный состав ламината. Не секрет, что реальных производителей ламинатов меньше, чем предлагаемых
торговых марок плёнок. А поставщиков компонентов ещё меньше. Поэтому зачастую плёнки отличаются лишь сделанными на заказ цветами
и секретами "закатывания" компонентов в ламинат. Логично предположить, что недобросовестные изготовители удешевляют свои плёнки за
счет приобретения более дешёвых и менее качественных компонентов в третьих странах. Как следствие - нестабильность свойств плёнок от
партии к партии, частое изменение цветовой гаммы, неодинаковая толщина материалов из разных партий и т. д.
Сегодня производятся плёнки различного назначения, например:
полиграфические (для печати этикеток и наклеек);
рекламные аппликационные (для использования внутри помещений и в уличной рекламе, ориентированной на различные сроки службы);
рекламные транслюцентные (светопропускающие, для подсветки изнутри);
витражные (транспарентные);
светоотражающие (для изготовления дорожных знаков, указателей, специальной маркировки и спецэффектов);
светоблокирующие (особо плотные для специальных световых эффектов);
светонакапливающие;для нанесения на банерные и тентовые армированные виниловые ткани;
для надписей мелом;
для эффекта обработанного стекла (пескоструйные);
для тонирования и бронирования стёкол;
для печати на плоттерах;
для УФ-защиты печатных изображений и др.
Интересно, что наиболее известные изготовители не гонятся за широтой спектра изготавливаемых плёнок. И это понятно -
нельзя на одном и том же высокопроизводительном оборудовании делать одинаково хорошо разноплановые изделия. Более
мелкие фирмы, предлагающие самоклеящиеся плёнки под своим именем, как правило, не имеют своего оборудования или имеют
несколько небольших машин. Они стараются обратить внимание на свою продукцию не столько за счет её стабильности и качества,
сколько за счёт предлагаемого ассортимента. Под одной торговой маркой предлагаются плёнки, отличающиеся не только назначением,
но и форматами, ценами и даже странами, в которых они были изготовлены или закуплены. Сегодня, в сложных экономических
условиях, когда спрос на рекламу существенно снизился, требования к её качеству значительно возросли. От правильного выбора
материала во многом зависит и уровень благополучия рекламиста.
И хочется пожелать всем изготовителям рекламы: "Не забывайте о профессиональной этике, не занимайтесь халтурой, выбирайте
хорошее и делайте лучшее
Copyright (c) Oracal Plast SRL
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream